Вышел фильм Константина Эрнста «Союз спасения» — экшен о декабристах. Рецензия Znak.com

Kinopoisk.ru

Гендиректор прогосударственного Первого канала Константин Эрнст снял фильм про мятеж декабристов — да ладно? Тем не менее все так. 26 декабря, в неюбилейный 194-й год со дня восстания на Сенатской площади и мятежа Черниговского полка на Украине, на экраны российских кинотеатров выходит фильм «Союз спасения». «Исторический экшен от „Дирекции кино“ и Первого канала, посвященный одному из самых драматичных моментов в отечественной истории XIX века» — так говорится в анонсе к киноленте. Пока фильм этот видели лишь участники закрытых показов. Один из них был организован в Екатеринбурге с участием сценариста ленты, сына Владимира Высоцкого, Никиты. 

Не пропаганда. Точнее, не совсем пропаганда

Инстинктивно от фильма, снятого при участии Первого канала, не ждешь чего-то годного. Перед просмотром думалось, что это будет очередная пропагандистская халтура. Примитивная поделка в духе: декабристы — подлые бунтовщики и террористы, царь Николай I — умница, сильной рукой на корню задавивший кровавую революцию. Что-то вроде документальной ленты 2016 года «История российского бунта. Разин». Она ведь в титрах тоже была украшена логотипами Первого канала (как и эмблемами Российского военно-исторического общества и Минкульта РФ). Но оставляла во рту такой дурной вкус, словно тебя, зрителя, только что заставили отведать чьих-то испражнений.

Поэтому комментарии Никиты Высоцкого, которые он давал перед началом закрытого показа, признаюсь, слушал, презрительно сдвинув брови и недоверчиво осклабившись. «В эту картину достаточно большое количество людей вложили свои знания, и она вышла достаточно точная. Плюс графика потрясающая», — говорил Высоцкий-младший. «Главный вопрос — почему такие светлые люди, а декабристы были действительно образованными, умными и светлыми людьми, собирались убивать царя? Почему не боялись гражданской войны? Ведь разнесло бы все в куски. И ведь все было готово к этому, но Бог миловал. Но они начали революционную историю XIX–XX века, которая, мы уже знаем, чем закончилась», — продолжал Высоцкий-младший, все больше оправдывая мои ожидания.

Kinopoisk.ru

Его заявления, сделанные в зале чуть позже, о том, что «картина не скучная и не нравоучительная», а также о том, что «ее стоит прийти посмотреть всей семьей с детьми подросткового возраста», воспринимались совершенно однозначно. Кому-то, очевидно, не дает покоя молодежь, выходившая за Алексея Навального, и сейчас для них сделали доходчивый видеоряд: почему так делать в России нельзя. Плюс в голове пульсировал яростный вопрос: «Владимир Семенович, как так вышло? Почему твой сын работает на режим?»

Слава Богу, через минуту экран зажегся, заставив тут же разинуть рот.

О плюсах. Десакрализация власти

Картина и правда вышла достаточно точной с точки зрения фактов. Более того, в нее включены моменты, которые заставят рыться в поисках первоисточника даже заядлых любителей отечественной истории. Например, первые же кадры фильма, где юный Сергей Муравьев-Апостол беседует с Наполеоном о свободе и правах человека. Признаюсь, о том, что праправнук гетмана Запорожского войска Даниила Апостола был за границей, в Париже, я знал. А вот о том, что пансион, где он обучался, посещал Наполеон и имел беседу с будущим декабристом, — нет. 

Второй раз создатели фильма заставили удивиться и предельно внимательно следить за происходившим на экране где-то в середине киноленты. Там, где довольно детально описывается драматическая и до сих пор плохо известная общественности история перехода российского трона от покойного Александра I к его младшему брату, будущему Николаю I, минуя законного наследника — цесаревича Константина Павловича.

Kinopoisk.ru

Для справки. Участник битвы при Аустерлице, Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии цесаревич Константин по акту своего отца, императора Павла I, от 1797 года должен был занять русский престол после Александра I. Кроме того, ему пророчили стать императором греческим и королем польским. 1 декабря 1825 года в Таганроге умирает Александр I. Будущий Николай I присягает брату, который в этот момент находится в Варшаве. Армия, Государственный совет, Сенат, Синод, а также население Петербурга и Москвы делают то же самое. Начинают чеканить даже рубль с профилем Константина (сейчас нумизматическая редкость). Типографии пускаются печатать портреты, бланки паспортов и документов с именем нового императора.

Однако 15 декабря в Петербург прибывает великий князь Михаил Павлович. По официальной версии, он привозит с собой письмо к императрице-матери, в котором напоминает о тайном манифесте Александра I от 28 августа 1823 года. Им император отрешил Константина от престола в пользу Николая Павловича. Формальным основанием стал морганатический брак (дети от этого брака не могли наследовать трон) Константина Павловича с польской графиней Жанеттой Грудзинской. Тут же возникают сомнения в подлинности письма и версии о вероломстве Николая, подталкиваемого к трону окружением. Николай принимает решение занять трон, вечером 24 декабря составляется манифест о его восшествии. В Госсовете его зачитывают лишь 25 декабря в 22:30. В тот же день в Петербург приходит новое письмо от Константина (сам он в столице так и не появляется) с подтверждением решения об отречении. Сенату понадобилась целая ночь, чтобы принять новую присягу на верность Николаю I.

Kinopoisk.ru

Все это было известно лишь в кругах, близких ко двору и высшим эшелонам российской власти. На нижестоящих уровнях российского общества никто ничего не знает и не понимает происходящей сумятицы. Более того, есть версия, что в эти же смутные дни будущий Николай I убеждает перейти на свою сторону колеблющихся, заявив о заговоре против императорской фамилии. Бунтовщиками он окрестил общества декабристов, внутри которых разрабатывались проекты Конституции и законов, признающих за населением права и свободы, а также ликвидирующие крепостное право. Все это он знает от генерал-адьютанта Ивана Дибича, доверенного лица покойного Александра I, очевидным образом пытающегося сохраниться при дворе его преемника. Именно ему Николай Павлович поручает ликвидировать участников Южного общества в Тульчине (Украина).

В этих условиях утром 26 декабря на Сенатскую площадь под руководством декабристов из Северного общества выходят части Московского лейб-гвардии полка, батальон Гренадерского полка и матросы Гвардейского морского экипажа. Всего чуть больше 3 тыс. человек. Они берут вход в Сенат в оцепление и кричат, что вышли стоять за настоящего императора — за Константина. Дальше атака конногвардейцев, стрельба по восставшим из артиллерии прямой наводкой и потом по льду Невы, куда они бегут. Смерть одних, пленение выживших.

Kinopoisk.ru

Довольно точно обрисовав события трех недель, предшествовавших воцарению Николая I, создатели фильма отлично описали условия, в которых всю вторую половину XVIII и в начале XIX века российский трон переходил от одного помазанника божьего Романова к другому. Петр III смещен и погиб в 1762 году в результате переворота, организованного его супругой Екатериной II. Ее сын Павел I убит 24 марта 1801 года в результате заговора высших сановников и офицеров в пользу собственного сына, будущего Александра I. Ничего удивительного в том, что междуцарствие 1825 года продолжалось почти четыре недели подряд и к власти пришел совсем не тот, кто должен был по закону. На трон карабкался очередной рандомный Романов, и складывающуюся диспозицию декабристы сочли пригодным моментом для того, чтобы дать стране шанс, как они искренне полагали, начать жить как-то иначе.

Создатели кинофильма «Союз спасения» тем самым десакрализировали российскую власть. Сделали они это в условиях авторитарного режима, где имя «Владимир Путин» давно уже равно «Россия». И только за одно это перед Константином Эрнстом и Никитой Высоцким можно снять шляпу. 

Еще о плюсах. Бунт как мириады личных трагедий

Не менее достойно оказались вырисованы внутренние эмоции и личные трагедии участников восстания. Людей, инфицированных после Заграничного похода русской армии идеями гражданских прав и свобод. Людей, рассчитывавших на иную, более достойную участь для народа-победителя. Людей, чьи идеи в 1820-х годах оказались созвучны с планами (они так и остались на словах) самого Александра I даровать России Конституцию. И тем не менее людей, вынужденных скрываться и таиться, опасаясь кары за недопустимое в России начала XIX века вольнодумство. Дворян, вынужденных пожертвовать ради своей идеи благополучием личным, благополучием своих жен и детей, благополучием всего своего окружения. И, в конце концов, отторгнутых. 

Один из центральных персонажей фильма — Сергей Иванович Муравьев-Апостол. Его сыграл Леонид Бичевин. Муравьев-Апостол — сын сенатора, дворянин с блестящим образованием, герой Отечественной войны 1812 года и вольнодумец. Один из основателей «Союза спасения» — офицерского кружка, существовавшего в 1816–1817 годах и ставившего целью создание в России представительного правления (право законодательной инициативы переходит от монарха к выборному органу). В 1820 году Муравьев-Апостол своей волей усмиряет взбунтовавшийся Семеновский лейб-гвардейский полк, в котором он служил. Тем не менее за бунт полка наказан выводом из гвардии в обычные строевые части на Украину.

Kinopoisk.ru

В конце правления Александра I он, под давлением происходящего в стране, явно дрейфует в своих идеях от полного отрицания до полного принятия идеи вооруженного восстания и убийства царя как единственно возможного способа изменить хоть что-то. В декабре 1825 года Муравьев-Апостол при участии членов Южного общества поднял Черниговский полк на Украине. Разбили их только 3 января 1826 года, когда в Петербурге давно было все кончено. Раненый картечью Муравьев-Апостол на следствии взял всю вину на себя. Он один из трех декабристов, чья веревка во время казни оборвалась. Могли бы помиловать, но, нет — повесили повторно, купив где-то в подворотне новые веревки.

Не менее фактурно прорисован лидер Северного общества, полковник гвардии Сергей Трубецкой. Декабристы мнили его первым диктатором новой России, но он так и не вышел с ними 25-го числа на Сенатскую площадь. 

Kinopoisk.ru

Удачно и точно в исполнении Александра Домогарова прорисован и один из руководителей русской армии в Отечественной войне 1812 года, к 1825 году генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович. Именно Милорадович убедил Николая Павловича присягнуть Константину. И если бы не выстрел, сделанный утром 25 декабря 1825 года на Сенатской площади ему в спину Вильгельмом Кюхельбекером при попытке увести взбунтовавшиеся полки в казармы, может быть, тот день закончился бы совсем по-другому. Хотя бы удалось избежать жертв (от пуль и картечи погиб 1271 человек). Молодой Николай I, которого сыграл Иван Колесников, в фильме также наполнен вполне понятными человеческими эмоциями и внутренними переживаниями. Он, что соответствует историческим фактам, брал на себя власть и осознавал ответственность за происходящее.

О минусах. Ни слова о равноправии и народовластии

Теперь о том, что показалось странным. В фильме абсолютно не раскрыт вопрос, за что именно боролись участники подпольных кружков, вышедших в декабре 1825 года на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге и заставивших взбунтоваться Черниговский полк на Украине. Периодически в фильме произносится слово «конституция», но ни полстрочки больше. Нет ни одного намека на то, что Россия, претендующая после победы над Наполеоном на роль охранителя Европы, абсолютно не соответствовала этому статусу по уровню социально-политического и экономического развития.

Это было самодержавное государство, державшееся на рабском труде крепостных крестьян. Нигде не упоминается, что в 1815 году в стране начали создавать военные поселения. Идеологом выступил Алексей Аракчеев, чья фамилия стала нарицательной, синонимом бесправия и унижений. По предложению Аракчеева, 375 тыс. солдат армии-победительницы (ее треть) ради сокращения государственных издержек на содержание были переведены на положение полукрестьян, полувоенных. То, что было возможно в XIV веке в виде самостийно родившегося казачества, оказалось совершенно неприемлемо в XIX веке по указке сверху. Результат — голодные и отчаянные бунты в военных поселениях, лишние траты из казны. Последние превзошли расходы, которые Россия несла бы на содержание обычных строевых частей той же численности. Зато фаворит Павла I и Александра I смог позволить себе постройку и содержание роскошного дворцового ансамбля в Грузино.

Kinopoisk.ru

К этому следует добавить резкое ужесточение цензуры в 1818 году, ликвидацию университетской автономии в 1819 году, попытку распространения крепостного права на вольные территории Дона (небывалое событие!). Плюс непропорциональное развитие страны. К 1815 году численность населения России составляла около 45 млн человек. Из них в Сибири жило только 500 тыс. человек. Остальные — это жители Европейской части империи и самых освоенных частей Урала, совокупная территория которых не превышала трети страны.

Наконец, где в киноленте упоминание хотя бы базовых документов, созданных в недрах тайных обществ: «Конституции» Никиты Муравьева, «Русской правды» Павла Пестеля, «Манифеста к русскому народу» князя Сергея Трубецкого?

«Опыт всех народов и всех племен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества. Она не согласна ни с правлением святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка», — говорится во вступительной части «Конституции» Муравьева. И далее, в главе № 1: «Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакой семьи… Источник верховной власти и есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя».

Это и было то немыслимое, на что семья Романовых не смогла решиться вплоть до Февральской революции 1917 года и свержения Николая II. Более того, Россия и по прошествии 100 лет, как кажется, не может преодолеть в себе рабского отношения к власти, как к чему-то сакральному, неприкосновенному. Данная модель поведения воспроизводится с упорством из поколения в поколение, сдабриваемая демагогией об «особом пути».

Удивляющий финал

Нет в ленте и хотя бы малюсенького упоминания о том, что будущие декабристы уделяли время не только работе в своих кружках, но и вели разъяснительную работу среди своих солдат, крестьян и прочего окружения. В фильме же рядовой состав восставших частей показан ничего не понимающим стадом. Они лишь периодически выкрикивают по приказу старших офицеров «Мы за Константина», «Мы за Конституцию» и палят из кремниевых ружей. Может сложиться впечатление, что декабристы лишь ради своих мечтаний погубили сотни жизней. Более того, оказались настолько нерешительны, что не воспользовались даже шансом ликвидировать Николая I.

Kinopoisk.ru

Изумляют и финальные титры. В них Николай I словно нарочно прописан сильным государем, при котором, кроме декабрьского недоразумения 1825 года, не случалось больше никаких волнений. Проговаривается, что он умер в 1855 году от пневмонии, его место занял сын Александр II, отменивший крепостное право и погибший в 1881 году от рук «террористов». Ни слова о создании Третьего отделения и особого корпуса жандармов в 1826–1827 годах, положивших начало политическому сыску в России. Ни слова о Варшавском восстании 1830–1831 годов. Ни слова о том, что правление Николая I прошло в многочисленных войнах и закончилось катастрофой Крымской войны 1853–1856 годов. Выглядит это как намек на то, что при Николае I в стране была благополучная стабильность, а его сын распустил государственные вожжи и вот как раз это привело к катастрофе.

Все сделано так, будто бы создатели фильма, пустившись рассказывать о восстании декабристов, решили вдруг сделать изящную прививку современному зрителю из числа силовиков или прочих возможных сторонников насильственного варианта смены власти. Можно мысленно заменить пожилого Александра I на Владимира Путина, очередной президентский срок которого истекает в 2024 году. Малопонятные народу тайные общества — на штабы Алексея Навального. Вот кто только видится в роли военных-заговорщиков? Есть у нас какой-то повод опасаться? И кто из окружения Путина сгодится на роль «сильной руки» — Николая I?

За что, собственно, спасибо?

Не исключу, что в нынешних условиях без таких акцентов и ремарок фильм о декабристах вообще бы не появился. Или появился, но в каком-то ином, монструозном виде. Хочу считать эту версию за истинную. И да, Константин Львович, Никита Владимирович, спасибо! Во-первых, вам удалось поднять в 2019 году, после Болотной площади, пугала в виде Майдана и на фоне «московского дела» тему русского бунта. Во-вторых, направить в космос общественного сознания и, надеюсь, сознания властей предержащих одну вполне понятную мысль: можно хотя бы в XXI веке обойтись в России без кровопусканий за право провести назревшие реформы и перейти на следующий уровень развития?

Фильм имеет возрастное ограничение 12+.

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.

Источник: znak.com

Добавить комментарий