Новый глава ФАР — о том, считаются ли с союзом автомобилистов и зарулит ли он в политику

страница Максима Едрышова / Facebook

В Федерации автовладельцев России (ФАР) — новый руководитель. Им стал екатеринбургский юрист Максим Едрышов, который чуть больше месяца назад перебрался жить в Москву. До этого он несколько лет возглавлял представительство ФАР на Урале. Что изменится с его приходом и какие проблемы организация будет решать, помимо печального известного приказа Минздрава о новых водительских медсправках, — Едрышов рассказал в интервью Znak.com.

— Начнем именно с этой горячей темы. В понедельник ФАР обратилась к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться в целесообразности нового порядка получения водительских медсправок. Каковы шансы, что это обращение будет услышано? И каков в целом прогноз на развитие ситуации?

— Для начала — коротко о том, какие мы видим с этим новые порядком главные проблемы. Первое — все пытаются понять, почему стоимость анализов для водителей возрастает в пять раз. Минздав не провел абсолютно никакой работы, чтобы информировать людей о новом порядке и разъяснить им, почему он необходим. На мой взгляд, людям всегда надо объяснять, за что они платят и почему именно такую сумму, а не другую. Тем более, когда речь идет о таком существенном повышении стоимости. 

Второе — на наш взгляд, целевая аудитория выбрана неправильно. Многим людям становится не по себе, когда их заведомо подозревают в алкоголизме и наркомании. 

Кроме того, сам факт того, что человек регулярно употребляет, вовсе не означает, что он садится за руль пьяным.

Есть и другие проблемы с этим тестом, из-за которых, на наш взгляд, он не должен применяться в массовом порядке, ко всем подряд. Отсюда наше предложение — сосредоточиться на работе с группами риска. С теми, кто уже однажды допустил какое-то нарушение ПДД в состоянии опьянения. Это продуктивнее, чем подозревать в алкоголизме каждого, да еще и заставлять его проходить обследование за такие большие деньги, в такие неадекватные сроки.

—  Но вдруг Медведев не ответит или его реакция окажется недостаточной, чтобы переломить ситуацию, как дальше будет действовать ФАР? Приказ ведь не отменен, а только отложен… 

— Приказ отложен до 1 июля 2020 года, это верно. Когда Минздрав принимал это решение, было заявлено, что предложенный метод профилактики пьяного вождения будет более тщательно проанализирован. Поэтому мы и предложили председателю правительства создать рабочую группу. Чтобы это рассмотрение не прошло как-то кулуарно и мы бы не узнали об итогах этого всего случайно, уже по факту. Перед принятием решения представители общественности должны высказаться, в том числе представители нашей организации. Мы будем на этом настаивать. 

— Когда порядок менялся, ФАР была в курсе этого или вы об этом тоже узнали из СМИ, как Владимир Путин?

На новой системе медосмотров водителей могут заработать компании окружения главного нарколога Минздрава

— Мы были в курсе, но, если честно, не предполагали, что это вызовет такую общественную реакцию. Не ожидали этого ажиотажа в очередях по всей стране 21 ноября. Никто до последнего не понимал, что это за технология такая, что за методика, как этот процесс вообще будет работать. Конкретика стала поступать лишь за день-два до намеченного вступления приказа в силу. Было, например, открытием, что результаты теста придется ждать, причем не день, не два, а неделю, а в некоторых случаях и месяц. 

Работу переносных камер скоростного контроля уже в марте 2020 года обещают упорядочить. ФАР собирается взять исполнение этого на контроль.Наиль Фаттахов / Znak.com

— Назовете проблемы, которые, помимо истории с новым медицинским тестом, беспокоят российских водителей и которыми плотно занимается ФАР?

— Следующая история, которая затронет всех, — это либерализация ОСАГО. Идея в том, что водитель, который не нарушает правила и, соответственно, не попадает в аварии, по крайней мере по своей вине, сможет рассчитывать на некую скидку. Это разумно, логично. Но ряд страховых компаний этому активно сопротивляется, говорят о том, что рынок ОСАГО для них и так убыточный. Правда, говорят они об этом чуть ли не с 2004 года, как только ОСАГО у нас появилось. И за это время всего одна страховая компания добровольно ушла с этого рынка. Все остальные, крича об убыточности, почему-то продолжают страховать. Что как раз не очень логично, потому что это все — коммерческие организации, чья деятельность направлена на извлечение прибыли. Если прибыль не такая большая, какую они бы хотели, — это уже другой вопрос.

Первое чтение законопроект о либерализации ОСАГО прошел, теперь он готовится ко второму чтению на различных круглых столах и в рабочих группах. Здесь важно соблюсти баланс: чтобы и водителю было хорошо, и страховой бизнес не потерял интерес к тому, что для любого водителя сегодня обязательно.

Еще одна большая проблема, которая, я надеюсь, решится уже весной следующего года, — это дорожные камеры фотовидеофиксации.

Пока это болевая точка, о которой говорят все. Сейчас Минтрансом приняты правила, которые регулируют установку этих камер с марта 2020 года. Они предусматривают установку информационной таблички даже перед мобильными камерами. ФАР, конечно, поддерживает эти нововведения и будет по всей стране контролировать, насколько все выполняется. Потому что мы знаем: принять можно что угодно, но если исполнение будет хромать…

— Расскажите, как вы стали руководителем? Была ли какая-то внутренняя предвыборная работа? Если да, какие были тезисы вашей программы?

— ФАР — достаточно либеральная организация, в том смысле, что в ней нормально относятся к принципу сменяемости власти. Сергей Канаев, прежний руководитель, придерживается того мнения, что это идет на пользу. И после нескольких лет работы, переговорив с членами координационного совета, объявил о сложении полномочий. Далее координационный совет поддержал мою кандидатуру. 

Что касается моего видения развития Федерации, то нет задачи радикально что-то менять. Я этого делать не собираюсь, по крайней мере, в отношении базового принципа, который отражен в нашем лозунге — «Мы за равенство и безопасность на дорогах». Мы действительно за то, чтобы все участники дорожного движения были равны — и в ответственности, и в привилегиях. И мы, конечно, за безопасность, потому что это вообще ключевая категория. На мой взгляд, недопустимо, когда по 17-18 тыс. россиян ежегодно погибают в дорожных авариях.  

Автомобилисты в России за последние годы почувствовали улучшение во многих сферах. Но стоимость владения автомобилем растет и растет.Яромир Романов / Znak.com

— А вообще, ФАР — заметная сила? Признают ее субъектом или, как это стало модно выражаться, актором, за которым стоят десятки миллионов российских автомобилистов?

— Федерация ведет свою деятельность с 2006 года и всегда показывала себя как конструктивная организация, которая не только критикует, но и что-то предлагает. Представители ФАР всегда участвуют в обсуждениях, которые проходят, например, в Общественной палате. Члены ФАР участвуют в Общественном совете при Росстандарте — одного из тех ведомств, которые разрабатывают какие-то правила. Мы активно взаимодействуем с депутатским корпусом. Так что, уверен, у организации вес достаточный.

— За то время, что существует ФАР, положение автомобилистов в России улучшилось или ухудшилось?

На российских АЗС недолив топлива превышает норму в несколько раз

— Нельзя сказать однозначно. Некоторые вещи действительно улучшились. Это касается, прежде всего, различных регистрационных действий. Заработала система дистанционного предоставления госуслуг, благодаря чему многое действительно стало удобней, быстрей. Это можно сказать даже об уплате штрафов. Одно время была проблема вовремя получить уведомление о начислении штрафа и, соответственно, оплатить его без просрочки. Плюс мы получили такие послабления, как уплата штрафа с 50-процентной скидкой практически за все виды нарушений. 

И в то же время мы отлично видим, что сама стоимость владения автомобилем в России с каждым годом повышается, и дело здесь не только в том, что дорожают машины и их обслуживание.

Растут тарифы ОСАГО, постоянно повышается стоимость топлива. В отличие, кстати, от качества топлива, которое сейчас — отдельная большая проблема, как и его недолив. Уже полтора года со стороны государства пока больше разговоров о борьбе с этим злом, чем реальных действий.

— Что будет предпринимать ФАР, чтобы, в том числе, подтолкнуть государство к более энергичным действиям? Увидим ли мы, например, кандидатов от ФАР в Госдуму в 2021 году? Или вы из тех, кто подчеркнуто «вне политики»?

— Я не скажу, что ФАР категорически «вне политики». Мы были и будем «в политике», но в интересах автомобилистов. Исходя из этого Федерация сотрудничает со всеми политическими силами: если это идет на пользу автомобилистам, если удается сделать что-то хорошее, то этой возможностью мы пользуемся.   

— А если ситуация потребует призвать водителей к какой-то всероссийской протестной акции?

— Отвечу «да», но с оговоркой, что считаю этот метод — метод прямого протеста — сейчас не очень эффективным.

Источник: znak.com

Добавить комментарий