«Вместо основ программирования школьников учат управлять дронами». Как использовать современные технологии в образовании

Анна Меликян

Дроны для изучения математики и проблемы экологии, чтобы научиться работать в команде, отношение на равных, гибкие правила – вот как выглядит современное образование. В нем сейчас происходит четвертая технологическая революция. Школы мира теперь не будут делиться не на западные и восточные: отличие завит от того, сумеют ли они они скорректировать свою стратегию под технологические изменения. 

Директор международной школы Exupery в Латвии Рой Уайт рассказывает, какой должна быть современная школа. 

«Вместо основ программирования школьников учат управлять дронами». Как использовать современные технологии в образовании

Рой Уайт

Навыки важнее знаний

Сегодня одних знаний недостаточно, ведь информация устаревают очень быстро. Поэтому надо фокусироваться на обучении навыкам и формировании опыта, который позволит ученикам в будущем быть творчески способными, уметь оперативно решать проблемы, оставаться гибкими и обучаемыми. 

Раньше школьники и студенты концентрировались на индивидуальной академической работе, изучая материал и сдавая экзамены. Но такой формат не дает навыков для творческой работы в коллективе: умению работать в команде, вместе искать решения проблем. 

Например, в школе, где я раньше работал, мы решили построить теплицу, и поставили перед детьми задачу: продумать, какие растения мы будем в ней выращивать и где мы возьмем семена. Школьникам надо было установить критерии выбора растений, собрать информацию о них, подготовить ответы на сложные вопросы. Например, будут ли у нас в теплице растения, которые нравятся пчелам, ведь мы знаем, что пчелы сейчас переживают сложный период; нужно ли опираться на эстетическую составляющую и выращивать красивые растения; может быть, стоит выбрать те растения, которые можно будет поставлять ближайшему кафе? Когда дети выбрали растения, мы спросили их, как мы будем обслуживать теплицу на каникулах, когда все разъедутся из города.

Постепенно, путем дискуссий, пришли к выводу, что ручным трудом тут не обойтись, придется искать технологию автоматизированного полива, чтобы наш труд не пропал из-за отсутствия человека рядом. 

Наши школьники были очень увлечены этим проектом, и особую роль в такой вовлеченности сыграла аутентичность проекта – он был связан с текущими актуальными проблемами.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

В нашей школе мы даем ребятам задачи аналогичные некоторым университетским проектам: представить бизнес-проект по поддержке окружающей среды инвесторам, найти для него рынок, разработать план продвижения. Так мы отрабатываем важные навыки: изобретательность, творческий подход, умение работать в команде. 

Развлечения – на службе у школы

Образование должно взять лучшее от современной культуры развлечений: интерактивность, увлеченность, чтобы дать детям достойную мотивацию. Ведь счастливые и мотивированные дети учатся лучше. Например, технологии виртуальной реальности позволяют в прямом смысле слова погрузить ребенка в предмет, сделать его не наблюдателем, а участником событий и процессов. 

Раньше на уроке биологии мы открывали учебник и видели нарисованную схему сердца.

Сегодня при помощи VR можно оказаться внутри человеческого тела, увидеть, как сердце качает кровь, и это знакомство с реальностью с изнанки вызывает другие эмоции и вопросы.

Мы со школьниками, когда изучали первую мировую войну, при помощи этой же технологии оказались в окопах, а над головой у нас свистели пули. И ученики спросили после урока, что же заставляло солдат выпрыгивать из траншеи в такой момент. Мы рассуждали об этике и мотивации, но сам вопрос мог возникнуть только после такого персонализированного опыта. 

А дроны, например, меняют подход к изучению математики. Вместо того, чтобы изучать теорию программирования, можно поставить ученику задачу научить дрона летать кругами, квадратами, по спирали или по ступенькам. Но для этого его придется запрограммировать, а здесь не обойтись без математики: понадобятся знания углов, интервалов, тригонометрии и геометрии. Так из теоретического непонятного знания математика превратится для ученика в прикладную науку, которая позволяет решить ряд практических задач.

При этом не все технологии обязательно дорогостоящие. Например, чтобы снять фильм, не нужно специальное оборудование или программы – можно снять ролик при помощи своего смартфона. Технологически это не сложно, но нужно придумать сценарий, творческие решения, цветовую палитру, распределить задачи. И в этом случае мы фокусируемся не на технологиях, а на креативности. Также и с музыкой: можно годами разучивать гаммы, а можно узнать о сущности ритма при помощи технологий. Все это меняет суть обучения. 

Сегодня использование технологий – это тренд, распространенный по всему миру, я знаю школы в Москве и Санкт-Петербурге, где обучение базируется на технологиях, академическом бэкграунде и креативности. 

Учитель – не передатчик знаний

За последние 30-40 лет роль учителя в учебном процессе тоже поменялось. Раньше учитель был авторитетом, обладателем знаний, человеком, который был «над» учениками. Сегодня он перестает быть теоретиком предмета и становится практиком, чья задача – вырастить человека, максимально приспособленного к жизни в обществе через 10 лет. Для этого он сам должен быть гибким, креативным, адаптирующимся. 

Я убежден, что невозможно воспитывать детей «свысока». Учитель должен видеть в детях своих партнеров. А еще – вдохновлять их на изменения. И если учитель не может за две минуты вдохновить другого – будь этот другой учеником или водителем такси, – ему нужно что-то менять в себе или искать своим талантам другое применение. 

Школьные правила должны быть подчинены здравому смыслу и применяться вдумчиво, отзываясь на индивидуальные потребности ученика. Формируется другая культура общения в классе: мы выстраиваем отношения на равных, мы общаемся с детьми как со взрослыми, показываем уважение друг к другу. 

Подготовка людей будущего

К сожалению, мы не знаем, какие профессии будут востребованы у следующего поколения. Поэтому нужно сконцентрироваться на навыках, которые позволят сегодняшним школьникам найти свое место в быстро меняющемся мире. Это креативность, гибкость, устойчивость, умение работать в команде, решать проблемы быстро и адаптироваться. 

Мы больше не готовим ремесленников, рабочих, водителей, потому что все эти профессии, как и другие рутинные работы, будут заменены технологиями. Достаточно посмотреть на Макдональдс, который давно служит удобным экономическим индикатором: там тоже число сотрудников регулярно сокращается, потому что процессы замещаются технологиями. Так что нам нужно быть готовым к тому, что порядка 49% современных профессий будут замещены. 

Круглосуточные школы

Это тоже влияние технологий. Школы будущего станут работать постоянно: процесс обучения станет константным, потому что школьного образования станет недостаточно. Школам придется открывать новые курсы и программы обучения для детей и взрослых по разным направлениям, чтобы помогать участникам общества оставаться в зоне востребованности. 

При этом я не думаю, что школы можно будет перенести полностью в онлайн пространство, оффлайн в образовании необходим как раз для возможности групповой работы, для мотивации, для вдохновения и для практической отработки нужных навыков. 

Источник: rb.ru

Добавить комментарий