Сайт на миллиард: «Аэрофлот» vs Aviasales

Визионер и частный инвестор Александр Шульгин многие годы консультирует правительства, банки и фонды по вопросу новейших технологий. Предлагаем его авторский взгляд на событие, которое вызвало резонанс в IT-индустрии.

Александр Шульгин

Жили-были два партнера: стартап Aviasales — ведущий национальный агрегатор авиабилетов, и «Аэрофлот» — государственный авиаперевозчик. И жили они дружно, развивали российский сектор путешествий, перелетов и поездок. Почти до небес долетели, так уверенно росли показатели у стартапа, построенного молодыми талантливыми людьми. Ну и, вероятно, у авиакомпании некие показатели росли также. Но там, наверху, всегда может закружиться голова. И вот у «Аэрофлота» появилось желание летать без партнеров. На простой вопрос: «Ты хочешь как правильно или по-своему?» — авиаперевозчик во все медиа раструбил: «По-своему! По-своему! Эге-гей, по-своему!» И, взмахнув крылом, скрылся где-то внизу, в коронавирусном кризисе.

Перевозчик решил продавать билеты сам. Хорошо, пусть попробует, казалось бы. Хотя я точно знаю, что лечить должны врачи, а летать — пилоты. Но вот в Китае, например, продавец билетов Trip.com взял и купил долю в авиакомпании China Eastern. Может быть, и Aviasales пусть начнет летать? Надо же остановить людей из «Аэрофлота» в новых поисках себя, любимых. А то вдруг им так понравится, что они и пищу начнут готовить сами, а не пользоваться кейтерингом Аркадия Новикова. И итальянское вино производить с французским шампанским, да японским виски, чтобы пассажирам наливать все свое. А потом и кино начнут снимать, показывать в полете только его…

Видимо, бюджеты есть. Ведь только на смену дизайна своего сайта «Аэрофлот» заявлял о тратах почти в
260 млн рублей, а на рекламно-информационные услуги мог израсходовать
больше миллиарда. Итого миллиард триста миллионов, Карл! Продвижение в соцсетях — почти
180 млн рублей. Оптимизация мобильного приложения и сайта —
еще 86 млн. И это лишь в 2019 году. А сколько было потрачено в последние десять лет на подобные активности? Даже страшно подумать.

И ведь любому человеку, мало-мальски разбирающемуся в цифровых технологиях, сайтах и мобильных приложениях, понятно, что не может обновление дизайна стоить подобных денег даже близко. Нет таких рыночных цен на оптимизацию и продвижение. Все завышено в разы! Однако в эти самые сроки «Аэрофлот» просит из бюджета
1,3 млрд рублей дополнительно (на субсидируемые перевозки — FP). Немного раньше просил на те же цели
300 млн. И еще
порядка 11 млрд в качестве компенсации расходов на топливо. И так каждый год: огромные дотации и компенсации, на которые делаются сайты за миллиард. Наших с вами денег, наших налогов.

А что Aviasales? Один из лучших российских стартапов с командой всего в пару сотен молодых айтишников и маркетологов, который завоевал любовь и признание у себя на родине и за границей, став агрегатором № 4 в мире и № 1 в русскоязычном сообществе. Не имея пап и папиков, золотых ложечек, «крыш» и тендеров по «сладким» госзакупкам, ребята росли, повышая эффективность ресурса. Такими командами вроде бы должна гордиться наша страна, показывая, что у нас есть успехи в реализации той же национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Это наш ответ именитым новаторам из Силиконовой долины. Но нет, чиновники будут вымученно нахваливать никому не известные стартапы «Сколково» или ФРИИ, а медиа — эту чушь уныло множить. Нет героев в родном Отечестве!

Что же все-таки делает Aviasales для народа? Может быть, он всего лишь посредник? Если так, то, возможно, инициатива «Аэрофлота» и понятна. Тем паче дух времени требует избавляться от посредников. Новейшие технологии блокчейна (распределенных реестров) напрочь отсекают любые дополнительные звенья и выводят напрямую продавца на покупателя, заказчика на поставщика, клиента на услугу. Может, «Аэрофлот» нырнул в море реальных инноваций и решил делать все на блокчейне, убирая посредников? Нет. Да и страшно подумать, какие тогда будут запрошены дотации у государства (читай, наши налоги) на внедрение новейших технологий, чтобы попасть в это бездонное горло авиакомпании…

Aviasales не посредник. Сервис занимается просто продажей билетов с отелями. Он помогает нам с вами найти самый выгодный вариант, отсекая алчных и спекулятивных поставщиков. Он удобен нам, но, как оказалось, не «Аэрофлоту». Может, это и бесило авиакомпанию, которой захотелось продавать дорого и диктовать цены? Очевидно, это самая вероятная причина. А может быть, все дело в комиссии? Но она крайне мала и не лежит на наших с вами плечах. Мы платим честную, самую выгодную цену билета. Комиссия же лежит на перевозчиках, и все они счастливы работать с этим продвинутым сервисом, но не «Аэрофлот».

Меня сложно обвинить в предвзятости к Aviasales и нелюбви к «Аэрофлоту». Я там и там лояльный пользователь, элитный участник бонусной программы авиакомпании уже 16 лет, имею уровень Platinum. А в Aviasales покупаю каждый второй билет. И вот объективности ради хочу признать, что в этом сервисе все гораздо удобнее при выборе и навигации. Сайт отвечает моим потребностям, как и мобильное приложение. И да! Все это создано без миллиардных дотаций.

Я не хочу, чтобы какая-либо авиакомпания в нашем современном мире не только пользовалась «откачкой средств» (многие понимают, о чем я), но и делала нашу жизнь менее удобной. А с учетом того, что можно диктовать цены, будучи единственным перевозчиком во многие пункты назначения, принятое решение приведет к удорожанию и так во многом подорожавшей нашей жизни. Подорожавшей от ошибок, преступной халатности и коррупции. Ведь я-то, может, как-то и выживу, а вот многодетные семьи и большинство попавших сейчас в связи с коронавирусом в зону непонятного будущего — их-то за что лишать удобства и возможности найти перелет по максимально доступной цене?

Нам не нужны сейчас непрофессиональные, жадные, вороватые. Нам нужны герои. Мы хотим следовать за сильными и умными. Жить рядом с ними. Учиться быть такими же. И быть лояльными не столько к начисленным милям-бонусам, сколько к реальным историям успеха, к нашему будущему!

Источник: finparty.ru

Добавить комментарий