Разработка 67% запасов нефти в России является рентабельной в текущих условиях

Инвентаризация месторождений углеводородов, проведенная Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра), показала, что разработка только 67% технологически извлекаемых запасов нефти в стране, или около 11,5 млрд т, является рентабельной в текущих экономических и налоговых условиях, заявил заместитель руководителя ведомства Орест Каспаров на Российской энергетической неделе.

В итоговый перечень для оценки были включены 593 месторождения с общими запасами 17,2 млрд т или 60% от общих запасов нефти России, сказал он.

В стране около 2700 месторождений нефти с общими запасами 28,9 млрд т, но инвентаризации формально подлежали только месторождения с запасами более 5 млн т – всего в стране 719 таких участков, в недрах которых содержится 92% от общего объема запасов нефти, сообщил Каспаров. Поскольку цель инвентаризации состояла именно в определении экономической рентабельности разработки участков в стандартных налоговых условиях, из указанных 719 участков были исключены месторождения и проекты еще нескольких категорий: разрабатываемые на условиях соглашений о разделе продукции (СРП); получившие льготы по экспортной пошлине; разрабатываемые в рамках пилотного проекта налогообложения дополнительного дохода (НДД); получившие адресные налоговые льготы, например Самотлорское месторождение, для которого «Роснефть» добилась налогового вычета на 10 лет.

Значительная часть рентабельных нефтяных запасов России сосредоточена в Уральском федеральном округе – около 5,8 млрд т, но в этом регионе и самая высокая доля нерентабельных запасов – 74%, отметил Каспаров.

Трудноизвлекаемые запасы нефти в России оцениваются в 4,6 млрд т. В текущих налоговых условиях рентабельной является разработка 64% таких запасов, по данным Роснедр.

Наиболее эффективным при существующей системе налогообложения является освоение месторождений высоковязкой нефти, сообщил Каспаров: по его данным, рентабельной является разработка 85% таких запасов.

Роснедра проводили инвентаризацию месторождений по поручению правительства. Осенью 2018 г. вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в правительстве топливно-энергетический комплекс, говорил, что инвентаризация необходима для ревизии существующей системы налогообложения нефтедобывающей отрасли. Создание дополнительных стимулов для разработки запасов нефти позволит не допустить сокращения добычи нефти в стране, пояснял вице-премьер. При этом Козак отмечал тогда, что налоговые стимулы должны предоставляться определенным категориям месторождений, а не конкретным компаниям.

Однако Каспаров в своем выступлении на РЭН признал, что предварительные результаты инвентаризации пока не позволяют четко ответить на вопрос, каким образом следует пересмотреть действующую систему налогообложения, которая включает различные виды льгот.

«По первым результатам видно, что предоставить [новую] льготу на отдельные регионы или отдельные, скажем, резервуары достаточно трудно. Сильно отличается геология, в связи с этим отличаются технологии разработки. К каждому месторождению необходим индивидуальный подход. Мы не говорим о том, что надо предоставлять льготы. Мы говорим о том, что их надо правильно дифференцировать между месторождениями. Где-то, возможно, этих льгот слишком много, где-то их недостаточно. В целом мы считаем, что налоговая система сейчас нормальная, но для того, чтобы дальше нам развиваться и поддерживать добычу на том уровне, который нам диктует Энергетическая стратегия [России], надо эти льготы дифференцировать».

По мнению Каспарова, в проекте разработки каждого месторождения должны быть отражены предполагаемые технологии разработки и их экономический эффект, поэтому целесообразно участие Минфина при согласовании проектов. «И мы [Роснедра], и Минэнерго входим в центральную комиссию по разработке… Для анализа любого проекта привлекаются внешние эксперты. Также могут привлекаться эксперты-экономисты, эксперты из Минфина. Нужно сделать такую систему, при которой, если оператор хочет ввести дополнительные капитальные затраты на определенные мероприятия, которые ему позволят получить дополнительную нефть с уже истощенных месторождений… необходимо все это внести в проект, оценить эти технологии и именно в проекте разработки месторождения найти баланс между выгодой государства и выгодой недропользователя», – заявил Каспаров.

По оценкам Министерства финансов, в настоящее время около 50% проектов в российской нефтедобывающей отрасли пользуются льготами по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а ежегодная сумма этих льгот в 2018 г. достигла 1,08 трлн руб. по сравнению с 459 млрд руб. – в 2013 г., когда льготы получали лишь 27% проектов в сегменте добычи нефти. Такие данные приводил в сентябре на Московском финансовом форуме директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Объем налоговых льгот, которыми пользуются нефтедобывающие компании в России, неуклонно растет, и к 2033 г. доля проектов, существующих благодаря таким льготным условиям, может достичь 90% от их общего числа, отмечалось в презентации Сазанова. Данная тенденция является негативной, поскольку лишает бюджет страны части потенциальных доходов, при этом увеличение объема льгот не приводит к росту объема инвестиций компаний в нефтедобычу, говорил Сазанов.

Минэнерго также прогнозирует существенное увеличение доли льготируемых нефтедобывающих проектов – до 80% к 2035 г., но считает эту тенденцию неизбежной, заявлял на том же форуме заместитель министра энергетики Павел Сорокин. Потери бюджета будут значительнее, если государство не будет поддерживать нефтяников льготами, подчеркивал он.

Дискуссия Минфина и Минэнерго продолжилась и на Российской энергетической неделе. Павел Сорокин в очередной раз заявил, что необходимо предпринимать меры налогового стимулирования, иначе добыча нефти в России не только не удержится на текущем уровне, но и начнет резко снижаться после 2025 г. и может упасть примерно до 340 млн т к 2035 г., или на 40% по сравнению с текущим уровнем.

Алексей Сазанов заявил, что «не видит перегибов» в действиях Минфина и что текущая система налогообложения для нефтедобывающих компаний является «комфортной» и позволяет им не только инвестировать в добычу, но и выплачивать дивиденды акционерам. «Мое мнение, что сейчас интересы общества и отрасли находятся в балансе, и никаких радикальных шагов предпринимать не нужно», – заявил Сазанов. Вместе с тем, он отметил важность инвентаризации месторождений и тщательного анализа ее результатов. «Мы просто хотим понять, как текущая система налогообложения влияет на добычу нефти и поступления в бюджет», – сказал он.

Источник: metaprom.ru

Добавить комментарий